Фестиваль «Тремоло» и культурный вектор Тольятти

Фото: Тремоло

В каком векторе развиваться культуре Тольяти? Ответ на этот вопрос искали все участники городского форума «Культура Тольятти-2030: новое измерение», который состоялся в конце прошлой недели в ДКИТе и Библиотеке Автограда, рассказывает пресс-служба Фестиваоя музыки и искусств Тремоло.

В рамках форума работали пять тематических секций, а также круглый стол «Актуальные проблемы культуры Тольятти». Организатором круглого стола выступила команда Фестиваля музыки и искусств «Тремоло». В 2018 году фестиваль музыки и искусств «Тремоло» проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Модератор круглого стола – автор идеи и директор фестиваля Алексей Возилов.

Состав участников круглого стола формировался так, чтобы могли высказаться представители всех семи видов искусства (архитектуры, изобразительного искусства, хореографии, театра, кино, литературы, музыки), а также с целью дать возможность выступить представителям всех сегментов общества: власти, бизнеса, некоммерческих организаций.

Таким образом, за одним столом собрались режиссер молодежного театра «Вариант» Галина Швецова-Скрипинская, член попечительского совета фестиваля музыки и искусств «Тремоло» Евгений Прасолов, директор хореографической школы имени М. М. Плисецкой Надежда Горковенко, директор Музея актуального реализма Ирина Яновская, экс-руководитель департамента по строительству мэрии Тольятти, а ныне активный и думающий горожанин Аркадий Эстрин, актер театра «Колесо» и резидент проекта «Литературная среда» в бар-клубе «Штаны» Андрей Амшинский, резидент проекта «Все в стихах» Ната Федянина, директор объединения «Библиотеки Тольятти» Валентина Юсупова, режиссер первого тольяттинского полнометражного фильма «Костя» Роман Карпоголов.

Поскольку круглый стол был открытым и прийти на него мог любой желающий, в зале собралось еще и около 30 гостей. Среди них были экс-руководитель департамента культуры мэрии Тольятти Владимир Колосов, представители нынешней администрации и департамента культуры, в их числе Лариса Лучина, директор фирмы «Мемфис» (организация концертов) Владимир Меерсон, специалист городской Думы Владимир Иглин, педагоги нескольких художественных и танцевальных школ города, журналисты и другие горожане.

Каждый из участников в своем выступлении отвечал на три вопроса:

  • С какими проблемами вы/ваша организация сталкиваетесь, работая в сфере культуры Тольятти?
  • Какие пути решения этих проблем вы видите?
  • Что лично вы/ваша организация делаете для решения актуальных проблем культуры Тольятти?

По итогам обсуждения, которое было действительно бурными, удалось сделать несколько выводов: назвать основные проблемы культуры Тольятти и предложить пути их решения.

Например, в фондах Музея актуального реализма есть более 2 тысяч картин, кроме того учредители музея готовы за свой счет привозить в Тольятти многие выставки и делать их бесплатными для горожан, могли бы создавать тематические лекции по литературе для школьников, поскольку в коллекции музея есть шикарные иллюстрации ко многим классическим произведениям литературы. Но, увы, всего этого невозможно сделать на 165 квадратных метрах, которые есть у музея.

Возьмем для примера другую организацию – хореографическую школу имени М. М. Плисецкой. Уровень ее педагогов и учеников дает возможность проводить в Тольятти международные хореографические фестивали и конкурсы. Но территории самой школы для этого опять же недостаточно.

  • Создать карту территорий Тольятти, подходящих для реализации культурных проектов. Важно включить в нее не только муниципальные помещения, но вообще все строения, которые подходят по своему типу. Это позволит оценить, есть ли в Тольятти подходящие территории (если есть, то можно договариваться об их использовании), или необходимо строить новые площадки.
  • Имеющиеся площади важно использовать грамотно. Для этого нужно провести системное проектирование в сфере культуры (предпроектный анализ, картирование, проектирование, экспертиза). Такому анализу стоит подвергнуть каждый культурный проект в Тольятти. И тогда станет возможным подобрать помещение для реализации конкретных, действительно эффективных проектов.
  • Новые объекты культуры, которые будут строиться в городе, должны проектироваться при участии организаторов тех самых мероприятий, которые на этих объектах планируется проводить. Именно авторы проектов культурных событий должны составлять техническое задание для архитекторов: какая нужна площадь, как должна быть расположена сцена, как должен рассеиваться вкус и многое другое. Иными словами, авторы культурных проектов должны участвовать в разработке генплана Тольятти.
  • Уделить внимание тому, как строятся новые кварталы. Согласно градостроительному кодексу, при разработке Генплана должен быть анализ обеспеченностями объектами Культуры населения Тольятти по планировочным структурам (кварталам). В кварталах должны быть и библиотеки, и клубы, и многие другие объекты культуры. Причем для этих объектов культуры, должны быть определены конкретные места их расположения. И эти места должны быть прописаны в Правилах застройки квартала. Это закон. Однако он нарушается: в правилах застройки таких указаний нет. Застройщики прикрываются фразой о том, что все эти учреждения будут находиться «на территории квартала». В конечном итоге, их не создают вообще. Для изменения ситуации надо заставить застройщиков соблюдать закон.

  • Налоги предприятий, работающих в Тольятти, должны оставаться в городском бюджете.
  • В имеющемся городском бюджете нужно в процентном соотношении хотя бы немного увеличить финансирование культуры. Возможно, это позволить решить проблемы во многих других сферах жизни города. Например, в перспективе это может облегчить ситуацию с подростковой преступностью.

А) Деятельность департамента культуры недостаточно открыта с информационной точки зрения, недоступна для интересующихся горожан.

Б) Даже муниципальные учреждения культуры мало знают друг о друге. Не говоря уже о полном отсутствии информационной поддержки немуниципальных проектов.

В) Должен существовать понятный механизм, как действовать тольяттинцам, если у них появилась идея культурного события для города.

  • Создание единой коммуникативной площадки для всех заинтересованных в развитии культуры Тольятти. Важно, чтобы площадка была технически современной, структурно понятной, содержательно посвященной именно вопросам культуры Тольятти, бесплатной. По сути, на создание такой площадки нужно немного денег и оплата ставки редактора.

  • Параллельно развивать в городе высшую школу общепедагогического направления и исполнительского мастерства. Первую задачу способны решить профильные кафедры Тольяттинского государственного университета, Поволжского православного института и других городских вузов. Для решения второй задачи необходимо восстановить работу Тольяттинской консерватории.

  • Создать такое событие силами всех учреждения культуры города совместно. Речь идет не просто о крупном мультикультурном фестивале, который будет проходить в одном месте. А о сотнях событий, посвященных какой-то общей теме, которые будут проходить в течение, например, месяца на всех культурных площадках Тольятти. Событие нужно обеспечить интересным для горожан содержанием, сделать бесплатным или доступным по цене и обеспечить его всестороннюю информационную поддержку.

Учреждения культуры в ряде вопросов имеют столкновения с общеобразовательными учреждениями. Например, школы стремятся показывать высокие результаты как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Ради успеха в последней зачастую задействуют именно тех учеников, которые занимаются в учреждениях культуры (например, танцоров). Так, уделяя внимание школьным проблемам, ребенок тратит силы и уже физически не может качественно заниматься в секции. Тогда как там имеет хорошие перспективы.

  • Регламентировать взаимоотношения разных ведомств. Например, засчитывать результаты учеников секций не только самим секциям, но и общеобразовательным школам, в которых учатся талантливые дети.

В нашем городе снимается немного фильмов, сложно взять в прокат необходимое оборудование (часто его просто в городе нет), трудно найти специалистов. Однако сфера кино способна обеспечить приток туристов и, следовательно, денег. И потому ее стоит развивать.

Уже есть позитивные примеры. Например, первый снятый в Тольятти полнометражный фильм «Костя» был показан во всех кинотеатрах города, а также раскуплен в 20 регионов страны и ближнего зарубежья для кинопроката. Фильм полностью. Окупился и заработал немного денег для старта нового проекта.

  • В Тольятти немало людей, которые готовы развивать киноиндустрию. Надо рассмотреть возможности помощи им со стороны власти: помещения, аппаратура, оплата дополнительного образования – любые варианты помощи хороши.
  • Бесплатное информационное сопровождение тольяттинских кинопродуктов как минимум по муниципальным каналам связи с населением.

Тольятти имеет хороший потенциал для развития культуры: в городе много людей, заинтересованных в решении культурных проблем, в профильных учреждениях масса активов для их решения. Важно качественно информационно и административно объединить усилия всех заинтересованных лиц. Именно ради этого все разработки участников круглого стола переданы в департамент культуры городской администрации.

Организатор дискуссии – команда фестиваля музыки и искусств «Тремоло» – надеется, что все эти выводы будут учтены при разработке стратегии развития культуры нашего города на ближайшие годы. Следим за темой!

Источник

Читайте также: